Ждем «олимпийских» результатов

Уважаемые коллеги!

Наконец позади веселые новогодние и рождественские праздники, которые позволили каждому из нас немного отдохнуть, перевести дух, собраться с мыслями, и теперь мы можем с новыми силами приступить к дальнейшему выполнению поставленных задач, штурмовать новые высоты.

Как я уже говорил, в наступившем году нас ждет очень большой объем работы, как по основному производству, так и в плане диверсификации, интенсивного развития новых направлений. А поскольку год у нас почти что юбилейный и предстоит подготовка к 35-летию комбината, расслабляться тем более будет некогда. Поэтому 2014 год – год Олимпийских зимних игр в России – должен получиться и для всего нашего коллектива по-настоящему олимпийским: активным, деловым, где-то спортивным, динамичным, с «забегами и эстафетами», с волей к победе и отличными, «золотыми» результатами по всем нашим точкам роста. «Тренировались» мы не один год, многое уже научились делать, поэтому, я уверен, что своего рода олимпийскую нагрузку выдержим.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что вынужденное снижение объемов основного производства из-за не самой благоприятной ситуации на сырьевом и строительном рынках, оно, конечно, не радует, но зато позволит заниматься осуществлением всех наших задумок и идей в относительно спокойном режиме. Это касается дальнейшей модернизации и автоматизации асбестообогатительной фабрики, совершенствования и развития, как задумали, горного комплекса. Гораздо больше внимания сможем уделить и нашим новым проектам.

На самом деле падение рынков дало нам мощный толчок к развитию. Не пришел бы кризис – так вечно и оставались бы асбестовым комбинатом, а сейчас у нас появилась просто историческая возможность для рывка, и ее надо использовать. Вырастет в дальнейшем спрос на асбест – замечательно, не вырастет – тоже нет смысла сильно переживать. Нужно уже сейчас заниматься инновациями, искать новое применение уникальным свойствам нашего минерала, проводить исследования, делать какие-то научные изыскания, создавать на основе хризотила новый продукт и двигать его на рынке, а главное – развивать параллельно другие наши направления.

К сожалению, не все пока это понимают, не все согласны, но параллельное с основным, горно-обогатительным, развитие других направлений производства – для нашего комбината наилучшая страховка в условиях мирового кризиса, хорошая возможность остаться на плаву. Трудно сказать, как сложится ситуация в российской и мировой экономике в 2014 году. Вряд ли она будет лучше. Скорее всего, все будет даже хуже, чем есть сейчас. Во всяком случае, рассчитывать на внезапный рост потребительского спроса на такое сырье, как асбест, увы, пока не приходится. Это нужно понимать.

Нужно понимать и помнить также то, что АО «Оренбургские минералы» обладает сегодня целым сплавом уникальных ресурсов. Это финансы, это наши люди, это стремление рисковать и осваивать новые технологии, это огромное доверие со стороны бизнеса, всевозможных деловых структур, власти, и, я надеюсь, трудового коллектива. Имея все это, достичь поставленных целей нам будет намного легче, чем тем компаниям, которые такими ресурсами похвастаться не могут.

Ситуация в отечественной экономике, мягко говоря, уже давно отнюдь не радужная. Предприятий, которые не просто не закрылись, а успешно работают сегодня, оставаясь в плюсе, на самом деле единицы. И наше правительство, понимая всю серьезность создавшегося положения, как никогда готово оказывать поддержку тем, кто хочет и умеет работать, в свою очередь, разрабатывая разные программы и участвуя в софинансировании перспективных проектов. Не использовать появляющиеся возможности глупо, поэтому мы и дальше будем «влезать» во все интересное с нашей точки зрения, будем сами что-то придумывать и предлагать.

Многолетняя стратегия развития комбината, которую мы в свое время написали, в основном была завязана на одном продукте – асбесте. И банки, предоставляя нам солидный кредитный портфель, оказывается, страшно переживали по этому поводу. Сейчас, когда мы ведем речь о диверсификации производства, они с удовольствием пойдут с нами во все наши проекты.

"Оренбургские минералы" не первые, кто встает на путь развития сразу нескольких направлений бизнеса. Мировая и отечественная экономика знают немало примеров весьма успешной диверсификации, когда компании, выпуская вначале один какой-то продукт, с падением или изменением рынков вдруг открывали совершенно иные, новые для себя производства, подчас даже не связанные с основным, и добивались таким образом небывалого экономического эффекта.

«Оренбургские минералы» не первые, кто встает на путь развития сразу нескольких направлений бизнеса. Мировая и отечественная экономика знают немало примеров весьма успешной диверсификации, когда компании, выпуская вначале один какой-то продукт, с падением или изменением рынков вдруг открывали совершенно иные, новые для себя производства, подчас даже не связанные с основным, и добивались таким образом небывалого экономического эффекта.

Известная всем «Toyota» изначально не имела к автомобилям вообще никакого отношения, занимаясь текстильной промышленностью. Успешнейшая «Mitsubishi» была пароходной почтовой компанией, которая позже строила суда, занималась нефтедобычей и металлургией. Другая японская компания «Mazda» начинала с выпуска различных поделок из пробкового дерева и много позже пришла к выпуску мотоциклов и автомобилей. «Suzuki» выпускала ткацкие станки. «Skoda» 150 лет назад выпускала оборудование для сахарных мельниц и пивоварен, занималась литьем и металлообработкой, производством оружия и боеприпасов, паровозов и электровозов.

Один из мировых лидеров по производству мобильных телефонов и телекоммуникационного оборудования компания «Nokia» начинала бизнес как фабрика по выпуску древесной массы. «Samsung» занималась производством рисовой муки, торговала сахаром и сушеной рыбой. «Hitachi» производила электродвигатели, затем электровозы, холодильники и электроинструменты. «YAMAHA» начинала с выпуска музыкальных инструментов, но добилась успеха также в производстве аудио- и видеопродукции, спорттоваров, бытовой техники и мебели, станков и промышленных роботов, мотоциклов и скутеров.

Все эти примеры говорят о том, что и для нашего коллектива в принципе нет ничего невозможного. Именно диверсификация помогала и помогает компаниям практически безболезненно переживать тяжелые в экономическом плане времена. Да, этот путь не без препятствий и трудностей, но главная их задача – научить нас все эти препятствия преодолевать. Все, как на олимпиаде, где, в отличие от простых соревнований, ценно как раз не участие, а победа. Мы справимся!

А.А. ГОЛЬМ,

генеральный директор

АО «Оренбургские минералы».