Деловому миру - плечо государства

ШАНС ПОБЕДИТЬ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

– Чем вызвано такое повышенное внимание к вашей отрасли – хризотиловому производству? Какую роль оно играет в мире, в России?

– Сегодня хризотил-асбест используется более чем в 60 странах мира, население которых превышает 2/ 3 населения Земли, включая Украину, Россию, Казахстан, Бразилию, Китай и другие. Объем мирового рынка хризотил-асбеста составляет около 1 млрд долларов в денежном выражении. И Россия – ключевой производитель этого минерала, добывает более 50 % всей мировой продукции. Основные направления поставок – страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Китай, Индия, Куба. И потребление хризотила в этих странах растет.

– Какая основная продукция асбестоцементных предприятий?

– Хризотиловый асбест – основной компонент для цементных, технических и картонных изделий, он используется в промышленности строительных материалов для изготовления асбестоцементных плит, труб, листов, шифера. Скажем, на Украине шиферная крыша составляет 80 % всех скатных кровель.

– Для России актуально использование хризотила?

– Давайте посчитаем. К примеру, поливинилалкоголь (ПВА) стоит около 3000 долларов за одну тонну, а целлюлоза около 1000 долларов, в то время как цена хризотила колеблется от 300 до 600 долларов за тонну.Государству и частникам выгодно развивать в регионах каркасное малоэтажное строительство с использованием хризотил-цементных материалов, таких как плоский шифер, в качестве несъемной опалубки, хризотил-цементные трубы, вентилируемые фасады, современные кровельные системы. Особенности малоэтажного домостроения позволяют оперативно внедрять современные технологии. Хризотил-асбест – наше основное конкурентное преимущество перед зарубежными технологиями.

– Государство осознает важность строительной индустрии, берет вашу отрасль под защиту. Результаты такой помощи ощутимы?

– Последняя конференция в Таиланде показала слаженную работу государственных органов и общественных организаций. На всех уровнях, начиная с Министерства здравоохранения, Минэкономразвития, Министерства промышленности и торговли мы находили понимание: да, идет обычная торговая война. Прикрываясь заботой о здоровье человека, нас просто пытаются выпихнуть с рынков стран Юго-Восточной Азии. Но наша страна свои интересы отстаивает четко. А ведь большинство из заморских критиков никогда не были в этих странах, они и не представляют, как там живут люди, мы же осуществляем их мечту о своем настоящем и недорогом доме. Азиатам же пытаются подсунуть строительные материалы на порядок дороже, заставив правительства этих государств или международные организации финансировать покупку.

ШУМНЫЕ ЗАЛПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

– Вокруг асбеста – скандалы, слухи…

– Самый памятный – скандал в итальянском Турине. Владельцев комбината Eternit обвиняли в гибели трех тысяч человек, заболевших раком. Завод использовал амфиболовый асбест – сильнейший канцероген, запрещенный к применению еще в 1986 году.

– Но скандал едва не лишил работы тысяч заводчан в России.

– После происшествия в Турине в город Асбест Свердловской области нагрянула международная комиссия медиков. Врачи прибыли выявить случаи онкологии из-за отравления асбестом. Но уровень здоровья в городе, построенном на краю асбестового карьера, оказался выше, чем в большинстве российских промышленных центров. Отечественная промышленность использует исключительно хризотиловый асбест, который не более опасен, чем бензин или соленая рыба. На основе этого материала сделан весь шифер, все асбоцементные трубы, произведенные в нашей стране. При этом выделить хризотиловое волокно из готовой продукции невозможно. Вводить в заблуждение общественность мы запретить оппонентам не можем. Конечно, они создают проблему, так как начинают ездить по миру, крича, что все суды против асбеста. Это давление на российскую отрасль. Экологическая тематика открывает заинтересованным лицам широкий простор для спекуляций. Так случилось, что хризотиловый асбест стал объектом одной из них. Сейчас это красноречивый факт информационной войны.

ЖЕРТВЫ АНТИАСБЕСТОВОГО ЛОББИ

– Научные аргументы в этой войне, похоже, играют не первую роль. На кону – деньги немалые?

– Делится ни много ни мало мировой рынок строительных материалов. Что устоит – российский дешевый хризотил-асбест, востребованный на рынках СНГ и Азии, или, скажем, европейский дорогостоящий заменитель? Здесь придется противостоять подковерным методам борьбы и коррупции. В России от результата этой борьбы зависят тысячи рабочих мест.

– Как в Америке относятся к асбесту?

– США уже пострадали от антиасбестовой истерии. В 1970 году, когда башни-близнецы будущего Всемирного торгового центра (ВТЦ) уже достигли 37 этажа, власти Нью-Йорка и Нью-Джерси выпустили директиву, запрещающую использование порошкообразного хризотила. Вот почему никакой теплоизоляции с хризотилом не использовалось выше 37-го этажа Северной и Южной башен, за исключением шахт лифтов. Напомню, что самолеты протаранили здания выше 70-го этажа.

– И это повлияло на разрушение башен?

– Вывод правительственной комиссии США по расследованию катастрофы таков: главной причиной быстрого обвала башен являлась недостаточная эффективность изоляционных материалов. А по строительным стандартам для зданий выше 52 этажей минимальный параметр огнестойкости металлических конструкций должен сохраняться 4 часа – времени, достаточного для эвакуации. Но Южная башня обвалилась через 47 минут после тарана, а Северная башня разрушилась через 104 минуты. Отказ от хризотила стоил 2800 погибших. Другой пример. Антиасбестовая истерия вынудила американских автопроизводителей перейти на тормоза без использования хризотила. Но замена оказалась неадекватной. Пришлось возвратиться к прежнему. В США запрета на использование хризотила нет.

– То есть здравый смысл все же возобладает?

– Приведу еще показательную историю. Невольной жертвой антиасбестового лобби стал авианосец «Викрамадитья». Его Россия должна была передать Индии. Индусы попросили заменить асбестовую прокладку в теплоизоляции котлов. Новая теплоизоляция разрушилась при максимальной нагрузке. И зачем нужна такая замена, если Индия экспортирует асбест из России? Сейчас индийская сторона согласилась с тем, что котлы авианосца должны быть теплоизолированными асбестом. На сегодняшний день это единственный материал, физические свойства которого обеспечивают необходимый уровень тепловой защиты силовой установки корабля.

– Международная кампания за запрет использования асбеста как-то отразилась на российском судостроении?

– Сегодня в боевом составе флота находятся 23 корабля класса «эсминецкрейсер». В их силовых установках находятся паровые котлы, а значит, стоит асбестовая теплозащита. В планах развития флота до 2020 года значится строительство еще целого ряда кораблей с аналогичными по компоновке силовыми установками.

РАСКЛАД ДЛЯ ЖКХ

– Жилищно-коммунальное хозяйство обходится в огромные деньги. Новые стройматериалы удешевили бы его содержание?

– Сегодня, когда сети изношены на 70 %, у хризотил-цементных труб хорошие перспективы, особенно если избавятся от коррупции в сфере ЖКХ. Говорят, что в стране с коррупцией борются. Поэтому, может быть, верхние этажи московских «небоскребов» одевают в вентилируемые асбестоцементные плиты с декоративным покрытием. Дешево, долговечно и красиво.А пока для России, где каждый год пожары и наводнения, индивидуальные хризотиловые дома, которые не горят и не промокают, были бы как нельзя кстати. В докладе, подготовленном Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики, Институтом менеджмента инноваций, Высшей школой маркетинга и развития бизнеса приводятся такие цифры: «Если бы долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10 %, только прямая годовая экономия на закупках составит 3,7 млрд рублей по шиферу и 2,7 млрд по трубам. А если учесть их долгий срок службы (гарантировано более 30 лет), то наверняка в ЖКХ останутся работать только честные люди.

– Население недовольно растущими платежами за коммунальные услуги. Есть предложения по удешевлению расходов на ЖКХ?

– Мы успешно участвуем в нашем регионе в программе по модернизации ЖКХ. С помощью хризотилцементных листов удобно утеплять дома, придавать вторую жизнь панельным строениям. В Москве все пятиэтажные панельки снесут. На их месте воздвигнут многоэтажные корпуса. В областных же, районных городах такого массового сноса ждать не приходится. Здания ветшают, но чтобы они не разрушились, им продлевают век. Как? Нашими утеплителями. Не ломая, придают новый эстетический облик стенам панельных домов.Кстати, Россия является лидером потребления на душу хризотиловых изделий. Все программы по ЖКХ так или иначе связаны с использованием в том или ином виде изделий с хризотилом – для стройки, облицовки, покрытия крыш, производства труб, гарантия на которые – 70 лет!

– Если не воровать, можно ли считать ЖКХ доходным бизнесом?

– Для России коммунальное хозяйство – огромная проблема. Если кто-то хочет на нем заработать, это вызывает непонимание и раздражение людей. Если попадают альтруисты, то они идут на поводу у жителей, оказывают услуги задешево или совсем бесплатно и в итоге превращаются в банкротов. За услуги надо платить! Частный дом хозяева сами чистят, убирают, ремонтируют. И в голову частнику не придет, чтобы кто-то пришел и бесплатно ввинтил лампочку, заменил трубу. Жители многоэтажных домов вне зависимости от коммунальной платы требуют: сделайте нам то, это… Они не чувствуют свою материальную ответственность как хозяев за дом, в котором проживают.

– Они хотят быть хозяевами, но не хотят платить так много…

– В нашем городе Ясном Оренбургской области мы взяли коммуналку в собственное управление. За последний год коммунальная оплата выросла на 7 %. А газ и электроэнергия – на 15 %. Как строить доходность управления, если затраты растут быстрее доходов, которые, кстати, совсем не растут. А из этих денег надо ремонтировать трубы, которым лет по 100, и ремонтировать дома. Люди заплатили за обслуживание дома какие-то деньги, но вот смета, посчитаем, сколько стоит перекрыть крышу, поменять стекла, покрасить подъезд. Надо встречаться с жильцами, говорить, вот деньги, которые вы собрали, а вот смета на ремонт, выбирайте сами, что на эти деньги можно сделать. В больших городах что-то делается за счет муниципального бюджета, а в малых – только за счет самих жителей. Но жители к этому не готовы. Что поделаешь – правовой нигилизм!

С ДУМОЙ О ПРОТЕКЦИОНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

– На слушаниях, конференциях, выступлениях членов Кабинета министров в Госдуме собираются чиновники, авторитетные бизнесмены, эксперты. Устраивает вас атмосфера общения, ощущается ли прицел на полезный для бизнес-сообщества результат?

– После общения с властью становятся более понятны правила игры на предпринимательском поле. Достаточно четко чувствуется позиция правительства, парламентариев, региональных глав. Сегодня это нацеленность на создание инфраструктуры инвестиций. Нельзя сказать, что наблюдается инвестиционный бум, но виден рост предпринимательских инициатив, заинтересованность власти в реализации новых проектов.

– Значит, произошли позитивные изменения…

– Да, но пока мало практической помощи. Правда, и противодействия, отмахивания, как от назойливой мухи, от предпринимателя не происходит. Заметно привлечение владельцев компаний и топ-менеджеров к обсуждению экономических вопросов, правовых.

– Каких законов, на ваш взгляд, не хватает для успешного социальноэкономического развития России?

– Необходим закон по долгосрочному стратегическому планированию. И планировать надо на 30–50 лет. Второй закон, жизненно необходимый предпринимателям, – закон о конкурентоспособности экономики, о конкурентоспособности России. Нам приходится конкурировать со всем миром. И конечно, бизнес нуждается в твердом государственном протекционизме. За десять лет «Оренбургские минералы» увеличили производство хризотила в два раза. Но все эти годы мы противостояли антиасбестовой кампании, которая наносит вред всей российской экономике. Хотелось бы рассчитывать на постоянную действенную защиту государства. Ведь потребители нашей продукции – агропромышленные компании, население районных центров, деревень. Небогатая провинциальная Россия.

– Считате ли актуальным воплощение призыва – бизнес должен быть социально ориентированным?

– Скажу иначе. Бизнес призван создавать рабочие места, помогать людям реализовывать свои возможности. Мечты должны сбываться. В производстве, торговле, культуре, спорте. Я не сторонник финансирования каких-то разовых шумных мероприятий. Они пролетят, как и потраченные деньги, кому легче станет?

– Пресса пишет об активизации следственных органов, «кошмарящих» компании, банки, фонды.

– Считаю, главная проблема бизнеса не в том, что «кошмарят», проверяют. В России трудно реализовать задуманный проект, создать новое предприятие. Вы будете года два искать землю, два года получать всякие согласования, выкупать участки, встречаться с миллионом администраторов разного уровня и масштаба. Надо еще учитывать требования пожарных, технадзора, санэпидемстанции… Многие предприниматели на этом этапе просто выдыхаются, устают доказывать, объяснять и с мыслью «да зачем мне все это надо!» отказываются от нового дела. А если вы хотите реализовать совсем свежую идею? Ведь на нее нет никакой документации, она не подпадает под имеющиеся требования. Как получить разрешения? Чиновник разводит руками… Все, тупик! Поэтому для большинства удобнее не заморачивать голову инновациями и модернизацией, а эксплуатировать старое производство, оставшееся, скажем, от приватизации. Или еще проще – купил задешево, продал подороже, заработал – и прощай, любимый город!

– В Госдуме многие депутаты до избрания успешно занимались бизнесом. Имея в парламенте такую опору из деловых людей, стало ли предпринимателю работать комфортнее?

– Сейчас настала неплохая жизнь у большого бизнеса и очень большого. У всех на слуху миллиардные контракты, глобальные проекты. Впечатляют масштабные разработки государственных предприятий и корпораций. Что касается малого бизнеса, то ему невозможно облегчить жизнь, ему можно только не мешать. Как ни странно, надо сделать так, чтобы для мелких производителей, торговцев зарабатывать деньги стало прилично, а не постыдно. Они должны гордиться тем, что являются полезными людьми. Бизнес для того и существует, чтобы зарабатывать деньги. В глазах общества эта основа среднего класса должна получать однозначную поддержку. Ждем ее в полной мере и на законодательном уровне.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Москва намерена бороться с протекционистской политикой ЕС в торгово- экономической сфере. «Рост протекционизма в экономических отношениях с ЕС – проблема, – констатировал глава МИД. – Большую роль сыграл экономи- ческий кризис, в результате которого торговля с ЕС пострадала больше дру- гих». Лавров привел данные, согласно которым уровень товарооборота Рос- сии со странами Евросоюза по состоянию на февраль текущего года снизился на 50 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Министр склонен считать, что виной тому усиление протекционизма во внешней политике ЕС. «Евросоюз и раньше вел протекционистскую политику. У нас немало претен- зий к нашим коллегам, – заметил дипломат, слова которого цитирует ИТАР- ТАСС. – Прежде всего это касается антидемпинговых процедур, в частности на сталь и ядерные материалы. Предмет особой тревоги – выбор оснований, по которым они возбуждаются. Наша линия предполагает активную борьбу с такого рода подходами»

интервью журналу "Народный депутат"