Во всём мире почти у каждого города есть какие-то тайны, истории, легенды, которыми принято удивлять и развлекать гостей и туристов. И чем крупнее и старше город, тем у него их больше… Нашему Ясному в этом году исполнится всего 60 лет.
Город молодой, построили в степи, казалось бы, откуда взяться мифам и легендам? И всё-таки одна на уровне слухов у нас есть, и связана она, не удивляйтесь, с космосом! Может быть, мы её немножко придумали, может и нет. Решайте сами!

Смотрите: Ясному – 60, и по какому-то странному совпадению первому полёту человека в космос в этом году тоже 60! Вроде бы эти два события никак между собой не связаны. Многие скажут, просто совпало. Но вот совпало ли? И вообще, так ли уж незначительна роль города в истории нашей страны и освоения ею космических программ? 
Да, официально Ясный начинался с асбеста: нашли руду – построили город. А мы думаем, всё дело было в космосе! И наш замечательный минерал, как и стройка, на самом деле просто сыграли роль «плаща-невидимки» для осуществления сверхзадач государственной важности.

Откуда такие мысли?
Итак, глубокое Оренбуржье, глухие степи. Когда-то давно по ним с большой скоростью бегали сайгаки и немножко медленней кочевники. Воды нет, дорог нет, земли нет – камень и глина, сплошной ковыль, народа тоже почти нет. И вдруг в середине 20 века приехали какие-то люди, выбрали самое неинтересное место и начали строить тут очень маленький город и очень большой комбинат. Даже два (другой, никелевый – в Светлом).
Зачем? Пятидесятые годы  Только-только с огромными потерями закончилась война. Полстраны лежит ещё в руинах, нужны колоссальные силы и средства на восстановление разрушенных до основания городов, заводов, фабрик, сельского хозяйства, автомобильных дорог, железных дорог, на строительство жилья. И вдруг разворачивают дорогую стройку там, где нет абсолютно ничего! Нет плодородной земли, нет воды, нет леса, нет важных транспортных узлов и магистралей, даже до границы далеко…
Вопрос: кому это понадобилось? Почему именно тогда и почему именно здесь решено было построить город и комбинат?

Замечу, во все времена в СССР у руля стояли отнюдь не глупые люди, разбрасываться государственными деньгами в условиях их тотального дефицита никто бы не стал. Значит, причина была и очень веская.
Допустим, стране действительно по зарез был нужен асбест. Но!
Во-первых, это один из самых распространённых минералов, и на территории Союза найдена была давным-давно масса его месторождений. Даже в Оренбуржье их несколько! Причём наше Киембаевское – одно из самых маленьких и бедных, и потому нам приходится постоянно думать об экономии волокна, искать новые участки, вовлекать их в технологию.
Во-вторых, на тот момент уже был и прекрасно работал комбинат «Ураласбест», который с 1889 года разрабатывает богатейшее в мире по запасам и набору волокон Баженовское месторождение. Даже сейчас его хватит ещё лет на сто! Можно было просто поставить там ещё одну фабрику и не морочить голову новой стройкой в Оренбуржье.

Но её начали, значит, была нужна. И, как мы думаем, скорее всего нужна была именно стройка, а не сам город или комбинат!
То же самое с никелем и п. Светлым, руда бедная, Норильские запасы никуда не девались, те предприятия работали. Кроме того, строительство комбинатов (или вокруг них) было бурным, но растянулось на десятилетия! Так кому и зачем это всё было нужно? По слухам – военным!

Смотрите: после Великой Отечественной в мире практически сразу началась Холодная война. А это гонка ядерных вооружений и постоянная угроза Третьей мировой войны.
США и СССР активно, наперегонки вооружались, строили всё новые и новые военные ракетные базы. Слежка, военный шпионаж даже при отсутствии современных нам технологий тогда были тотальными.  Так что строительство большого ракетного комплекса на территории Союза скрыть было практически невозможно: это море людей, море техники, это длинные железнодорожные составы, вагоны разгружают – загружают, работа кипит круглосуточно. Одни копают, другие что-то возят, третьи монтируют, пыль, шум, грохот и так далее – и дурак догадается!
Зато можно было применить военную хитрость и тихо сделать всё под носом у противника под благовидным предлогом: «Строите?» – «Строим!», «Что строите?» – «Города, заводы! Не поверите, капец как нужны!»

Оренбургская Степь – идеальная стартовая площадка для баллистических ракет! Поэтому ракеты поставили и в Оренбуржье, и ещё очень много где. Там точно так же, уверен, выросли одновременно с нашим такие же новые города.

Это были мысли.
Теперь добавим немного фактов!

Смотрите, если кто-то захотел спрятать строительство пусковых ракетных площадок на востоке Оренбуржья, в середине ХХ века для этого все звёзды сошлись: геологи с 1950 года уже вовсю бурили здесь степь; в 1954-ом, несмотря на возражения, очень кстати стартовала знаменитая целина. Отсюда в том числе пошёл мощный хлеб, а взрослые люди и молодёжь по комсомольским путёвкам приезжали на работу даже не десятками, а сотнями тысяч!
Понятно, что первым делом сюда протянули железную дорогу от Орска через Домбаровку и дальше в степь – немаленький такой отрезок длиной больше 150 км! Причём станциям дали названия со смыслом: Рудный клад, Горный лён. Но дальше рельсы до сих пор никуда не ведут, даже в Адамовку. Угадайте, почему?
Появилась дорога, поехали грузы. Но целинный хлеб быстро кончился, а люди и техника остались и продолжали приезжать. Теперь уже на стройку.
Но что они строили? Месторождения бедные, с точки зрения экономики овчинка не стоит выделки. И в 1959 г. вдруг начинается ударная стройка Буруктальского никелевого завода и рабочего посёлка, а в 1961 году комбинат принимает первую руду… из Кубы!
Дальше. В апреле 1961 года в космос на корабле «Восток-1» улетает и успешно приземляется Юрий Гагарин (между прочим, военный лётчик, и пилотируемые полёты в космос – часть военной программы), и  1961 г. Ясный получает статус , сначала посёлка  т.e скрывать больше ничего не надо .
Строится, по тем же слухам, чуть ли не на пустом месте, с первого колышка и палаток. А ещё через два года – космические темпы! – в Ясном строят первую школу – капитальное трёхэтажное строение, на котором затем десятилетиями красовался лозунг: «От штурма Зимнего до штурма космоса!» Отличный слоган!

Строили посёлок. Так же, потихонечку, строили комбинат, никто никуда не торопился. Геологи только в 1968 году закончили изучать месторождение и уехали. Что же здесь было-то? Многие, думаю, помнят фото тех лет – кинотеатр «Заря» посреди степи, вокруг – ничего. Но на самом деле рядом с кинотеатром уже много чего было, старожилы, думаю, помнят. И это «много что» — военный городок, где на тот момент уже давным-давно жили военные строители и армейцы с семьями. Вряд ли он взялся из ниоткуда!
Смотрите, официально дивизия начала формироваться здесь в 1964-65 годах, на боевое дежурство управление, полки и части обеспечения встали в ноябре 1966 года. Но ведь чтобы это случилось, нужно было сначала всё построить – военные объекты, дороги, жильё, разместить пусковые установки в энном количестве. Это дело не одного дня и даже не одного года!
О том, что Ясный на самом деле надёжно прикрывал стройку государственной важности, говорит и тот факт, что только в 1973 году, когда существование дивизии от врагов можно было уже не скрывать, правительство СССР приняло решение достроить всё-таки город и комбинат с привлечением стран-участниц СЭВ.
За 5-6 лет Ясный очень быстро построили, дали ему статус города, довели до ума и быстро запустили производство. Всё дело в том, что к этому моменту появились космические спутники, так что секретность была уже никому не нужна.
И вот дальше хочется отметить, насколько повезло Ясному, что его, во-первых, вовремя достроили, а во-вторых, развили, и как не повезло Светлому, который после прекращения поставок никеля из-за рубежа, вынужден придумывать новый смысл существования посёлка.
Так Ясный с первого дня взял космические темпы и не желает теперь останавливаться. Поэтому нам легче, чем другим. Мы постоянны в своём стремлении преодолевать пространство и время, мы готовы лететь через тернии к звёздам, потому что успех, как и космос, всегда ближе, чем кажется!
Город у нас давно уже не столько асбестовый, сколько во всех смыслах космический.
Мы помним прошлое, но смотрим только в будущее. Туда и стремимся!